четверг, 10 октября 2013 г.

Руслан Кешев: Что такое "черкесский вопрос"?

История современного "черкесского вопроса" восходит к Русско-Черкесской войне 1763-1864 гг., в результате которой Страна адыгов – Черкесия, исчезла с карты мира;
черкесский (адыгский) народ подвергся геноциду со стороны Российского государства, и был изгнан с исторической Родины, потеряв население и большую часть территории. На 1864 год на Кавказе осталось только около 5 % черкесского населения.
Но и эти оставшиеся на своей исторической Родине черкесы были разделены административно и проживают сегодня в шести субъектах России (Адыгее, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Северной Осетии).
Кроме того, Советское правительство официально объявило черкесов четырьмя разными народами – адыгейцами, кабардинцами, черкесами и шапсугами, принимая за основу то самоназвание народа, то название его субэтнических групп, оставив историческое иноназвание "черкес" лишь применительно к черкесам (адыгам) Карачаево-Черкесии. И это несмотря на то, что черкесы имеют единое самоназвание – Адыгэ, и общий язык – Адыгэбзэ.
В начале 2010 года черкесский народ на своей исторической Родине оказался разделенным и по разным Федеральным округам – Северо-Кавказским и Южным, что также противоречит международному праву.


Под справедливым решением "черкесского вопроса" понимается реализация гарантированного международным правом естественного права черкесского народа жить на своей земле единой нацией.
Чтобы привести положение черкесского народа в соответствие с международным правом, необходимо обеспечить свободную репатриацию черкесской диаспоры на Кавказ, постепенно ликвидировать административные границ между территориями проживания черкесов на исторической Родине.
В последнее время часто озвучивается идея об объединении черкесских республик России – Адыгеи, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии в один регион – Республику Черкесия в составе России.
По этому вопросу необходимо заметить, что на Родине, на Кавказе, сегодня проживает не более 10 % черкесского населения (более 800 тыс. чел.). Остальные разбросаны более чем по 50 странам мира. Поэтому без их репатриации на историческую Родину, перекраивать на Кавказе границы недопустимо.
Под объединением на исторической Родине следует понимать не объединение существующих на сегодня республик, а объединение в перспективе всех земель, образованных на территории исторической Черкесии, без какого-нибудь ущемления прав человека любой национальности, проживающего на этой территории.
Что следует понимать под термином "историческая  территория Черкесии"? Сегодня многими предлагаются различные варианты. Кто-то понимает под этим только 3 сегодняшние республики, кто-то – территорию Черкесии в 1830 году, есть и другие варианты. Однако в этом вопросе следует исходить исключительно из норм международного права, определяющего территорию народа как ту территорию, которую он имел до завоевания, оккупации или колонизации. В случае с черкесами – это границы страны на момент начала войны Российской империи против черкесов, то есть на 1763 год.
Отдельно хочу остановиться на "ногайском вопросе". По просьбе крымских ханов, и учитывая трагическое положение народа, черкесы приняли ногайцев, изгнанных с территорий своих кочевий, разрешив им пользоваться территорией между реками Тэн (Дон) и Псыж (Кубань). Однако из этого не следует, что указанная территория перестала быть частью Черкесии.
Особо хочу обратиться к черкесской диаспоре Турции, Сирии и Иордании с просьбой прекратить бессмысленные дискуссии на тему, что именно понимается под термином "черкес". Черкес – это иноназвание народа, самоназвание которого – Адыгэ. С XIII по XX вв. этноним Черкес и топоним Черкесия устойчиво применяется в европейских, арабских, османских, грузинских, и других источниках для обозначения народа Адыгэ и его страны.
Попытки определенных кругов в диаспоре придать расширительное толкование термину "Черкес", включив в него все народы Кавказа, ошибочны с политической точки зрения, не соответствуют истине и поэтому деструктивны.
Единственная причина, почему именно в этих странах, начиная со второй половины 19 века, то есть с момента изгнания черкесов с Кавказа, термин Черкес используется для обозначения представителей всех народов Кавказа, состоит в том, что абсолютное, подавляющее численное большинство изгнанников с Кавказа составили именно черкесы (адыгэ).
Сегодня ситуация стремительно меняется в лучшую сторону, у каждого народа появились возможности успешно решать свои проблемы. И поэтому время аморфных, размытых организаций, представляющих в диаспоре все народы Кавказа, уходит. И чеченцы, и абхазы, и другие заняты собственным национальным строительством. Поэтому прошу все организации диаспоры, создать или преобразовать вместо кавказских организаций – национальные черкесские (адыгские) организации. Это не значит, что мы должны порвать многолетние связи между народами Кавказа, как в диаспоре, так и на самом Кавказе. Но необходимо заняться строительством нашего собственного, черкесского дома, сосредоточиться на проблемах репатриации черкесов, сохранения черкесского языка (адыгэбзэ), черкесской культуры.
Любой народ, оказавшись разбросанным по миру, как черкесский, попав в такое положение, в котором оказался черкесский народ, будет стремиться к восстановлению своего единство и целостности территории – тысячелетней земли наших предков.
В трудные времена черкесской истории наш народ не искал вождей, не ждал, что за него кто-то что-то решит. Черкесский индивидуализм и принцип Шу закъуэ говорит о том, что к проблеме народа каждый должен подойти так, как к своей личной проблеме. Каждый должен поступать так, как будто он – единственный черкес на земле, и поэтому должен сделать все от него зависящее, все возможное.
В этом мире никто, кроме нас самих – черкесов, проблемы нашего народа не решит.
Прошу всех черкесов мира, забыв все разногласия и личные амбиции, сосредоточиться на справедливом решении черкесского вопроса – восстановлении единства черкесского народа на его исторической Родине.
Ди Iуэхур пэжщ. Ди гъуэгур захуэщ. Тхьэм и къарур инщ.
Руслан КешПредседатель КБРОД "Черкесский Конгресс"
11.02.2011.