четверг, 6 марта 2014 г.

"Черкесский вопрос": Итоги года

За несколько часов до наступления нового года 2014-го – года сочинской олимпиады и 150-ти летия окончания Кавказской войны 
– я разослал несколько десятков мейлов ведущим черкесским общественным деятелям, кавказоведам и журналистам  с просьбой  ответить на вопрос:   «Итоги года в черкесском вопросе. Каковы они?». 

Перед вами ответы на этот вопрос самих черкесов из разных стран и изучающих черкесскую проблематику журналистов, политологов и кавказоведов из России, Израиля, Португалии, США, Грузии, Канады, Азербайджана, Иордании, Абхазии, Турции, Германии, Чехии, Украины.

Кроме черкесов и черкесоведов мне особенно интересен был взгляд  соседей черкесов – чеченцев, единственного, на данный момент, северокавказского народа,  который смог получить, и, в какой-то мере, сохранить государственную независимость  (при всех плохом, что можно сказать про него,  я считаю режим Рамзана Кадырова единственным национально ориентированным правительством на территории Российской Федерации).  Представители официальных властей Чечни и дудаевской республиканской иммиграции согласились ответит на мой вопрос, представители Имарата Кавказ – отказались.
Для удобства восприятия я разбил полученные ответы на три выпуска.

Текст получился длинным – но он стоит прочтения.



Яна Амелина. Начальник Сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ). (Москва, Россия).
Жизнь показала, что никакого "черкесского" вопроса не существует. В 2012 г. мы даже в брошюру это развернули, однозначно доказав зависимость "черкесского" вопроса от внешнего фактора. После этого абсолютно все, включая самих черкесов, потеряли к нему всякий интерес. Что и следовало доказать. Неплохое пиар-сопровождение проекта позволило ему некоторое (недолгое) время держаться на плаву общественного внимания. Однако отсутствие реальной почвы и грубые ошибки грузинских кураторов (в частности, попытка скрестить "черкесский" проект с исламистским) поставила жирный крест на всем предприятии. Это было очевидно с самого начала, и мне жаль времени, которое все-таки пришлось потратить на данную тему. С другой стороны, это позволило лишний раз убедиться в профнепригодности противоборствующей стороны, что не может не радовать.

Андзор Ахохов. Гражданин Черкесии. (Нальчик, Черкесия).
Национальное самосознание растёт, и главное, что черкесы перестали бояться называть имя своего врага - России.


Пол Гобл (Paul Goble).  Профессор, бывший сотрудник ЦРУ и Госдепартамента США,  бывш. Специальный советник по национальному вопросу в СССР и проблемам Прибалтики  Госсектетаря США  Джеймса Бекера, автор блога Window on Eurasia,  (США).

2013-й год был для черкесов одним из самых успешных за многие десятилетия.  То, что Сочи был выбран местом проведения Олимпиады,  помогло черкесам не только объединиться, но и привлечь внимание мира к черкесскому вопросу.



Руслан Кеш. Координатор общественного движения "Черкесский Союз". (Нальчик, Черкесия).

Главный итог этого года, на мой взгдяд, состоит в том, что мы поняли, что просить кого-то решать проблему нашего народа - бесполезно. Можно бесконечно придумывать себе "союзников", но в реальности мы стоим перед нашими проблемами один на один - и, я думаю, что сегодня это осознали все черкесские активисты.
Это понимание поможет нам, наконец, сосредоточиться на решении своих проблем, не распыляясь на чужие проблемы.
Отрадно, что это начали понимать и в крупнейшей общине черкесов - в турецкой.


Ислам  Сайдаев.  Начальник  отдела  Министерства  Чеченской  Республики  по национальной политике, внешним связям, печати и информации. Эксперт по противодействию экстремизму и терроризму. (Грозный, Россия).

Можно ли  найти кошку в темной комнате?
Целый год в различного рода  СМИ, как  в России так и на Западе муссировалась тема так называемого «черкесского вопроса».
Особенно  часто эту тему подымали грузинские СМИ и политические деятели времен уже бывшего главы Грузии Михаила Саакашвили. Многие эксперты по Кавказу, и я в том числе, считали, что вот-вот представители «черкесской диаспоры» и поддерживающие их лобби в разных странах Запада и Востока, начнут массированную атаку, против России, используя «тяжелую артиллерию», вроде  известного всем лоббиста чеченских сеппаратистов  Лорда Джадда и Збигнева Бжезинского. «Однако», -  как  любит говорить  Михаил Леонтьев, западного политика, кричащего с высоких трибун о необходимости предоставления черкесам независимости,  никто и не дождался.
За прошедший год, лоббисты этой темы, к которым я по ишибке  припысывал и моего израильского товарища Авраама Шмулевича, так и не продвинулись в этом вопросе дальше интернет сферы. По глупости своей я думал, что  вот –вот черкесы «прыгнут на амбразуры», повязав себя «поясами смертников», но последние терракты в Волгограде показали, что «русский вопрос» в России более актуален, нежели черкеский. Да и как быть ему актуальным, когда среди самих черкесов на просторах матушки России, интересующихся «своим вопросом» «Днем с огнем  не сыщещь»?!  Как говорится: «Трудно найти черную кошку в темной комнате, тем более, когда ее там нет!»
Вот и приходится мне с равви Авраамом дисскутировать друг с другом по черкеской теме. Назревает резонный вопрос: «А оно нам надо?», а если надо: - «То какого ляда..?». Или что нам болше всех надо?!

Марат Н., рядовой общественник. г. Нарткала, КБР.
Если честно, то хорошего думаю мало, Авраам. И прежде всего в свете Вашей критике по поводу неспособности договариваться между собой черкесских лидеров. Я ведь лишь рядовой общественник. И мне в этом качестве черезвычайно сложно определись кто из них прав, а кто нет. Их послушать, так все правы, но при этом они же сами и критикуют друг друга очень сильно. И поди теперь, разберись. Если бы они вняли Вашей критике и выработали какую-нибудь программу или приняли бы какое-нибудь общее решения, то я и такие как я, знали бы, что мы действуем не в интересах того или иного лидера, а в интересах принятого всеми или большинством решения. То есть работаем не на кого-то, а на решение. Но этого, увы, до сих пор нет. В общем на мой взгляд, это большой вред.

Чтобы не быть голословным, я приведу Вам такой пример. В прошлом году, по моему "Адыгэ Хасэ - Черкесский Совет" (Майкоп) принял решение об объявлении 2014 год - "Годом скорби". И сразу вопрос, почему только они объявили, а остальные организации? Это что акция только майкопчан? Или это акция российских черкесов? Или может вообще всех черкесов? Во всяком случае я нигде не встретил сообщения оповещающее о поддержки этой акции другими черкесскими организациями. Читал лишь пост Circassian Parlanet в котором он вырожал своё недовольство тем, что это не было сделанно сообща. И всё. Может я пропустил что-то важное, не знаю. Но о намерении объявить этот текущий год - Годом скорби, я первый раз услышал ещё в позапрошлом году от Яганова. И теперь хочешь танцуй, хочешь плачь, но с народом ты или нет никто тебе не скажет. Или например если взять недавнее задержание некоторых черкесских активистов, когда их пытались обвинить в связях с экстремистами. Их отпустили, но они так и не приняли (на этот момент) совместного заявления о своей непричастности ни в какой форме к экстремизму и террору. За принятие такого заявления ратует Кеш Руслан, а другим похоже это не интересно. Конечно это их право, но всё же, если их не беспокоит их собственная судьба, то мне кажется нельзя быть неосмотрительным и в своём лице подставлять под обвинение в экстремизме само Черкесское Движение. Неспособность договариваться в таких случаях, это опасно и о возможности подобного рода провокациях со стороны спецслужб предупреждал П. Гобл. Досадно всё это.

Видите ли, Авраам, я всё также считаю, что всё равно должно быть принято какое-то общее решение. Я понимаю, что есть принципиально разный взгляд на решение как самого Черкесского вопроса, так и деталей. Но правда, сложно сориентироваться, когда все правы и в тоже время не правы. И здесь какой-то общий знаменатель помог бы оценивать конструктив (или наоборот - негатив) того или иного деятеля соизмеряя его действия, заявления с этим принятым решением. Причем имеется ввиду не вообще сам Черкесский вопрос, а его составляющие, например репатриация. Мне кажется это наиболее важным на данный момент, ибо черкесы могут не успеть наростить тело народа (его массу) к моменту развала РФ. А это значит, что сам развал не принесет позитива черкесам, кроме того, что развалится сама РФ, ибо на мой взгляд в этом случае произойдет простая смена центра зависимости. Была Москва и русские, станет Краснодар или Ростов и казаки. Хотя иметь дело отдельно с казаками наверно лучше, чем с казаками и ещё плюс остальной Россией. Наверно. Время покажет.


Муса Таипов. Посол Чеченской Республики – Ичкерия во Французской Республике. (Страсбург, Франция).

В принципе, говорить можно много... Но длинной хороша верёвка... А речь, короткой.

Основываясь на нашем небольшом опыте, уже вижу некоторые просчёты.  Хотя думаю, а вернее уверен, что многие "просчёты" навязаны извне.
Для того, чтобы победить противника, не обязательно уничтожать всех представителей этого народа. Достаточно просто разобщить, подкидывая различные заведомо тупиковые идеи, создавая ложных лидеров и т.д... Вы человек умный и понимаете эти технологии...
Думаю, что и с Черкесами поступили именно так же. Вернее, с нами поступают так, как с ними, на основе уже наработанного империей опыта.

Также поступали и с белой эмиграцией из самой России уже в 20 веке... То есть методика всегда одна, и она хорошо отработана...

Касаясь черкесского вопроса, вкратце могу сказать (то, что мне видится со стороны) – у этого многострадального народа, в настоящее время нет ядра, постоянно действующего мозгового центра, нет единой программы... Есть неистребимое желание, у тех, кто оказался депортирован в ходе ссылки в 19 веке, вернуться на родину. Стать хозяевами на своей Земле. И никакие силы, это желание поколебать не смогут. Это голос крови, и она зовёт. У кавказцев чувство Родины особенно важное, и оно передаётся из поколения в поколение.
Но не всегда желание и возможности совпадают.
В соответствие с желанием, целью, нужно – выстроить линию поведения, обозначить приоритеты, найти союзников, подобрать необходимый инструментарий и т.д... Это комплекс проблем, где должна быть постоянно действующая серьёзная организация координирующая все направления.
Всё это требует осмысленных, трезвых и бескомпромиссных действий на грани самопожертвования (в смысле отдачи делу).
Зарубежная диаспора (исходя из тех данных, которыми обладаю я) предпринимает мало действий, с точки зрения того же права. Разумного лоббирования интересов своего народа. При том, что черкесская диаспора многочисленна и имеет из своей среды состоятельных людей. Думаю, что они уже давно могли бы создать свои СМИ, в частности телеканал, через который можно было бы доводить свою линию и который бы смог объединить черкесов всего мира. Пользу от такого телеканала, получили бы и другие народы Кавказа. По сути, мы все, единокровные братья. Братья и по пережитым нашими народами несчастьям, которые ещё не закончились.

Есть ещё один момент, который на мой взгляд очень важен, нам нужно объединять усилия в противодействии имперской политики России.
Время уже не только пришло, оно уже бежит впереди нас... Эти слова я адресую всем кавказцам.

У нас нет права остаться на задворках истории и растерять богатое наследство, которое нам оставили наши предки.


Андзор Кабард. Черкесский активист. (Россия).

В Сирии продолжается война, уносящая все новые черкесские жизни и стирающая с карты все новые черкесские поселения. Вопрос о репатриации сирийских черкесов по прежнему с Россией не решен. Те немногие черкесы, которых сегодня условно называют "репатриантами", хотя подобного статуса в России не существует в принципе, завезены на правах обычных мигрантов, по инициативе и на средства российских черкесов-частных лиц. Москва, в очередной раз, который уже по счету, осталась глуха к призывам дать дорогу домой потомкам черкесских изгнанников, ставших таковыми по ее вине.

Чаяния 1990-х гг, главным из которых было истребование права на репатриацию для народа-изгнанника, так и не пришли, за почти что четверть столетия, в согласие с реалиями российской политики. Потрясшая, в прошлом году, весь черкесский мир гибель сенатора от Кабардино-Балкарии Альберта Кажарова, человека пользовавшегося огромным авторитетом в народе, стала трагичным финалом целой эпохи, которую можно назвать "калмыковской".

У истоков этой эпохи стоял российский министр юстиции и член Совета Безопасности Юрий Калмыков, возглавлявший Международную Черкесскую Ассоциацию (МЧА). Его наследием стали принципы, технологии и инструментарий этой организации, определившие лицо черкесского движения в 1990-е гг. Эти принципы по прежнему лежат в основании риторики части черкесских активистов. Однако, неактуальность таковых предельно ясно продемонстрировал Сирийский кейс 11-13 гг. Прошлый год стал годом осмысления текущей ситуации и годом начала подготовки к радикальному пересмотру принципов черкесского транснационализма.

В 13 г, кавказофобия окончательно стала в России легализованным де-факто дискурсом. Кампания по выборам столичного мэра, прошедшая на фоне омерзительных нацистских истерик, и публичное выступление вице-спикера российского парламента, прямо с экранов телевизоров безнаказанно призвавшего к геноциду народов российского Кавказа, - яркие тому подтверждения.

Был принят целый пакет репрессивных законов, которые отныне позволяют властям, на вполне "законных" основаниях, проводить любые акции по "нейтрализации" кого угодно и за что угодно, не особо заморачиваясь поиском подходящих поводов. Возможно, недавняя скандальная история с обысками и допросами Ибрагима Яганова, других черкесских активистов, задержанных российскими спецслужбами под откровенно нелепым предлогом, явила собой первое дыхание нового времени. Впрочем, по-настоящему серьезного прессинга, в черкесских кругах, ожидают после Олимпиады.

Но отнюдь не все так плохо, были в 13 г и хорошие новости.

Сотни черкесов, в основном из Турции и Иордании, а также из России, получили грузинские паспорта. Для черкесов Диаспоры это реальная возможность вернуться на Кавказ, поклониться родным горам, пусть и с другой стороны хребта. Для российских черкесов, в связи с ожиданием введения безвизового режима между Грузией и Евросоюзом, грузинское гражданство стало надеждой на окно в большой мир. "Второй паспорт" может оказаться отнюдь не лишним, с учетом безрадостной ситуации с правами человека и безопасностью на российском Кавказе, широким распространением в России кавказофобских настроений и связанных с этим дискриминационных практик.

Если процесс выдачи грузинского гражданства будет продолжен и расширен, если в него будет широко вовлечена черкесская Диаспора, прежде всего на Ближнем Востоке, в той же Сирии, это может иметь весьма значительные последствия не только для грузино-черкесских отношений, но и для судьб всего Восточно-Черноморского региона, открывая перед Тбилиси заманчивые перспективы.

Однако самые важные события прошлого года связаны с Турцией. 2013 г стал годом радикальной трансформации турецкого государства - отныне Турция официально является полиэтнической страной. Центр тяжести черкесской транснации находится именно в Турции, именно в Турции проживает подавляющее большинство черкесов. Огромный потенциал, заложенный в черкесском движении, вряд ли сможет полностью раскрыться раньше следующего десятилетия, но уже в прошлом году можно было заметить, как качественно изменился статус анатолийских черкесов.

Мы наблюдали это в черкесский День Памяти (21 Мая), когда все ведущие политические партии Турции, включая правящую, в лице премьер-министра Реджепа Эрдогана, а также, что немаловажно, курдскую, официально обратились к черкесам со словами участия и поддержки, впервые в истории. Мы наблюдали это во время встречи министра иностранных дел Ахмета Довутоглу с представителями сирийских черкесов, когда было сказано: "Турция - ваш дом, а мы - ваша семья". И не просто сказано - Турция действительно приняла львиную долю черкесов, вынужденных покинуть разоренную войной Сирию.

В Турции начали открываться черкесские детские сады, строиться черкесские этнокультурные комплексы, причем на выделенных государством землях, открываться университетские факультеты черкесской филологии. Это навскидку - первое что вспоминается. И то ли еще будет. Получается, что 2013 г, для черкесского мира, это прежде всего Год Турции.

Результатом всего вышесказанного, стало то, что российские черкесы практически утратили свое положение в центре черкесского мира, занимаемое по праву хранителей родной земли и благодаря своему статусу, сегодня уже во многом лишенного практического наполнения. В Турции, как уже говорилось выше, живет основная часть народа, а, люди, в конечном счете, важнее камней и травы, даже безмерно любимых,- люди это самое главное.

Процесс перемещения политического центра черкесской транснации из России в Турцию вскорости будет институционально оформлен, - это неизбежно и это дело совсем недалекого будущего. Мне, как российскому черкесу, остается только наблюдать за этими переменами, пожелав успехов своим анатолийским сородичам.


Гела Васадзе, политолог.  (Тбилиси, Грузия).

Черкесский вопрос и Грузия – итоги 2013 года (тезисы).

участие в Олимпиаде
несмотря на серьёзное сопротивление части грузинского общества, сегодня очевидно, что грузинские спортсмены будут выступать в Сочи под национальным флагом. Этот факт  является ударом, как для интересов Грузии, так и для интересов черкесского национального движения. Надежда на то, что хотя бы одна страна будет бойкотировать Сочинскую олимпиаду, не оправдалась. Причины этого следующие:
  • в октябре 2012 года в результате парламентских выборов в Грузии к  власти пришли силы лояльные Кремлю. Данные силы готовы пойти на серьёзные уступки (в том числе и за счёт национальных интересов страны) для нормализации отношений с Российской Федерацией.
  • тема Олимпиады не была актуализированы в грузинском общественном сознании, как тема, напрямую связанная с проблемой оккупированных территорий.
  • несмотря на наличие такого инструмента, как Черкесский культурный центр, черкесские организации не использовали возможность актуализации вопроса олимпиады в Грузии.
  • сам Черкесский культурный центр не проявил должной активности по вопросу Олимпиады и связи Олимпиады с вопросом геноцида черкесов.
в итоге вопрос свёлся чисто к спортивной составляющей, а лицемерный лозунг «спорт должен быть выше политики»  прочно укрепился в сознании большей части грузинского общества.

вопрос о признании геноцида черкесского народа
через пару месяцев после выборов, в качестве пробного камня, была поднята тема о возможности отмены резолюции о признании геноцида черкесского народа парламентов Грузии. Несмотря на то, что тема не имела продолжения, можно предположить, что тема может быть поднята вновь. Следует учитывать, что  при таком повороте событий, сопротивление внутри грузинского общества будет минимальным. Этому в немалой степени способствуют и те обстоятельства, что попытки грузинской диаспоры присоединиться к протестам в связи с геноцидом черкесов за рубежом, неоднократно наталкивались на сопротивление участников акций, причём не только абхазов, но и черкесов.  Наличие на подобных акциях множества абхазских и югоосетинских флагов, также не способствует развитию отношений.

Связи между грузинской и черкеской диаспорами так и не были налажены, координация отсутствует.
Выводы:

черкесские организации не используют Грузию и грузинскую диаспору, как своих естественных союзников в борьбе против Кремля
Черкесский культурный центр в Тбилиси практически лишён своей политической составляющей
отсутствуют прочные связи и координация посредством социальных сетей
нет общего плана действий по актуализации черкесского вопроса в грузинском общественном мнении.
сегодня уже понятно, что тема сопротивления Сочинской олимпиаде, как общая тема для развития грузино-черкесского сотрудничества, упущена.  Необходимо создание нового, пусть неформального, координирующего центра, для развития грузино-черкесских отношений и использования факта признания геноцида черкесского народа парламентом Грузии.

Антон Кривенюк. Журналист.  (Абхазия).

Мне кажется, главный итог года в черксском движении (за которым я в этом году следил мало) случился совсем недавно - когда Яганова и еще несколько человек привезли в Краснодар для "профилактической беседы" силовики. На мой взгляд, совершенно ясно, что черкесское движение признано в России "национальной угрозой". При том, что здесь очевиден потенциал для политического диалога. Понятно, что все дело в олимпиаде. Но также понятно, что на Северном Кавказе политику контролируют силовику, а это совершенно другое мироощущение - они обязаны находить врагов и их уничтожать.
В общем, резюме такое: основной итог года, тот, что черкесское движение вытеснялось за рамки цивилизованного политического поля, для российской силовой машины, они экстремисты. Значит как следствие ждем радикализацию черкесского движения.

Мераб Чухуа,  директор Центра черкесской культуры, профессор Тбилисского Государственного Университета, (Тбилиси, Грузия).

Исходя из деятельности нашего центра, 2013 год для «Черкесского (адыгского) культурного центра» стал решающим. На фоне смены правительства после демократических выборов центр должен был доказать, что он не был одноразовым проектом, и в состоянии самостоятельно продолжать своё функционирование и вносить свой вклад в региональную политику Грузии. Можно сказать, что «Черкесский (адыгский )культурный центр» успешно справился с этой задачей и в 2013 году осуществил ряд важных проектов. Самыми важными из них являются: Научный археологический симпозиум «Проблемы майкопской культуры в контексте кавказско-анатолийских связей» и абхазо-грузино-черкесская летняя школа в Батуми. Кроме того, в течение всего прошлого года проводилась активная работа по различным научным монографиям. Самыми важными из них являются: тысячестраничная монография профессора Нугзара Антелава «Черкесская культура», «Сравнительно-сопоставительный словарь черкесского языка и диалектов» (А.Квахадзе), «Черкесский путеводитель» (М. Бежиташвили), «Черкесская военная элита» (М. Гогитидзе), «Черкесская библиография» и «Колесница Российской империи» (И. Гориславский). Часть из них уже издана, остальные находятся в процессе публикации.
Помимо этого, одним из основным для «Черкесского (адыгского) культурного центра» являлись прямые контакты с известными черкесскими общественными деятелями и деятелями культуры. По известным причинам, мы воздерживаемся от поименного перечисления указанных лиц. Также было проведено много семинаров и встреч между представителями черкесского и грузинского общества в рамках черкесского диалога, который у нас функционирует со дня основания «Черкесского (адыгского) культурного центра». Большое значение имеет и тот факт, что несколько десятков черкесов получили грузинское гражданство, и в этот процесс активно был включен и «Черкесский (адыгский) культурный центр».
Само собой разумеется, что для черкесского мира 2013 год был знаменателен еще и потому, что это был последний год перед Сочинской зимней олимпиадой. 

Но могу сразу отметить, что лично я, как эксперт-кавказовед, думал, что черкесское движение в этом направлении, имея благоприятный фон, могло раскачать и использовать эту проблему в контексте черкесского геноцида в пользу черкесского же дела. Жаль, что не удалось интернационализировать именно черкесскую проблему в пределах гражданской войны в Сирии.

Наверное, в своих высказываниях не буду оригинален, если скажу, что рука Кремля прослеживается в том печальном факте, что черкесы были лишены платформы в Европейском парламенте, и «черкесским днем» воспользовались абхазские сепаратисты, которые на указанном мероприятии от лица черкесов провели собственную пиар-акцию. Здесь удалось еще раз разыграть абхазскую карту,так скажем, на черкесском поле.

Лично я не могу переоценить значение пока что единственной абхазско-черкесской встречи, когда известный черкесский деятель Ибрагим Яганов в Сухуми напрямую вел переговоры с абхазскими представителями, в ходе которых были обнажены все аспекты грузино-абхазских отношений, и было высказано, хоть авторское, но прямое мнение и подход в отношении грузинского фактора, в корне отличающиеся от абхазской позиции.

Мне кажется черкесский подход к вышеназванной проблеме,отличающийся одновременно от российского, стал причиной детального допроса около 15 черкесских ощественных деятелей офицерами ФСБ в Краснодаре. Но удивительно,что там же основными темой допроса были зимние олимпийские игры в Сочи.

Положительным фактом можно считать репатриацию нескольких сотен сирийских черкесов в Кабардино-Балкарскую и Адыгейскую республики в 2013году.
От всей души хочу пожелать черкесам продолжения процесса репатриации на родину и сдалть этот процесс еще более масштабным, потому что,думается, что от этого во многом зависит осуществление черкесского проекта,который подразумевает новое самообразование черкесской государственности!


Наима Нефляшева, страший научных сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН, кандидат исторических наук, доцент.  (Москва, Россия).

Очевидно, что "старые" черкессские общественные организации, зарегистрированныев 1990-е гг. практически исчерпали свой ресурс, весь 2013 год они реагировали на события в черкесском мире так, что ясно, что вся их деятельность в дальнейшем будет сведена только к представительским функциям. На смену пришли люди из "социальных сетей" - они мобильны, дерзки, реактивны, в течение этого года ими было реализовано много локальных проектов, особенно связанных с сирийскими черкесами. Это и строительство и покупка домов для репатриантов, и их трудоустройство, и оплата курсов русского языка, и просто ежедневная помощь.
Центр черкесского активизма будет перемещаться в Турцию - начиная с 21 мая, когда представители ключевых партий обратились к черкесам со словами сочувствия и кончая открытием отделения черкесского языка - все это свидетельства официальной динамики подхода к черкесской теме в Турции.

Федеральный центр по-прежнему видел в черкесском активизме только проблему, но никак не ресурс. Бюджетные деньги, потраченные на т.н."противодействие черкесскому вопросу" в виде шквала статей и конференций были потрачены абсолютно зря. Они не были интересны никому, кроме самих противодействующих. Они никак не повлияли на процессы, происходящие в черкесском движении и на модерирование черкесского дискурса. Для любого человека, профессионально занимающегося историей северо-западного Кавказа, с первых строк ясно, что за этими публикациями нет ни знания истории вопроса, ни умения работать в архивах, ни экспертных интервью, ни "поля"ни выстроенных на местах networks. . К сожалению, только ленивый не порезвился на черкесской теме, тогда как ни один серьезный специалист по черкесской диаспоре, а их немало и в Москве, и в Питере,и в регионах, не был привлечен к обсуждению темы сирийских черкесов. Ни в открытом режиме, ни в закрытом.

Возвращение к холодному прагматизму времен СССР, когда советские аналитики видели в черкесской диаспоре мощный ресурс для формирования просоветских лобби на Ближнем Востоке, сегодня было бы очень кстати.


Джон Коларуссо (John Colarusso), доктор философии, профессор антропологии, лингвистики и языкознания. Бывш. советник администрации президента США Клинтона по вопросам Кавказа.  (Канада).

В политике бытует поговорка: «Никогда не упускай хороший кризис».
В этом смысле, Россия упустила Сочи, возможно, потому что она не думает, что черкесский вопрос является кризисом.
Для черкесов, тех немногих, кто еще остался на родине, и тех, кто в диаспоре, Сочи - это кризис. Они его не упустили, но, наоборот, сплотились в грандиозное шоу этнического единства и обновленной идентичности. Они направили свои силы на то, чтобы их вопрос стал известен, и добились немалого уровня признания. Учитывая, что черкесы выражают протест против одной из великих "спортивных оргий" современности, удивительно что они вообще получили огласку. Мне кажется, что частично некая связная идентичность сохранится и после Олимпиады Сочи, и что современные информационные технологии помогут им в формировании их идентичности и в формулировке целей их борьбы.
Что касается России, она обещает, что в церемонии открытия будут некоторые черкесские этнические компоненты, и один стадион носит убыхское название, «Фишт». 
Сочи, однако, (само по себе название это - убыхское слово "море") предоставил России уникальный шанс  вылечить некоторые начинающие гноиться раны, при том, что большая часть источников этих проблем находится за пределами  непосредственного контроля России, поскольку они базируются в диаспоре. Разрешение этих вопросов помогло бы стабилизации Северо-Западного Кавказа, превратив регион, вместо продолжающегося погружения в хаос, в зону стабильности,.
У меня нет желания упростить такую сложную область, как Кавказ, но Россия могла бы извлечь колоссальную политическую выгоду из нескольких простых действий.
Во-первых, она могла бы признать трагическую историю черкесов и убыхов, сосредоточенную вокруг Сочи. Это признание могло бы быть усилено торжественной церемонией, проведенной во вемя олимписких игр, и кампаниями направленными на пробуждение гражданской сознательности.
Во-вторых, она могла бы предложить определенную помощь черкесам, оказавшимся в ловушке Сирийской гражданской войны, если не посредством прямой репатриации на историческую Родину, то либо при помощи репатриации в Абхазию, или путем предоставления финансовой помощи беженцам в Турции и Иордании.
В-третьих, она могла бы улучшить социально-политическое положение черкесов, проживающих на территории России, путем оказа от политики, направленной на раскол черкесов - присвоения им нескольких различных этнонимов - и путем объединения их республик, следуя линии, очерченной ее же собственной Академией наук.
Наконец, возможно, самый инновационный путь.  Россия могла бы связать конфедеративным путем новую черкесскую «зону» с суверенным государством (в таком качестве Россия рассматривает его) Абхазия, и сформировать единую культурную территорию расположенную в пределах обеих государств – России и Абхазии,  придав ей новую политическую форму.
Результаты следования даже первой из этих рекомендаций, скорее всего, дали бы тектонический и благоприятный сдвиг, изменили бы  восприятие России черкесами. А это могло бы обеспечить ей лояльность черкесского мира - группы, одной из основных ценностей культуры которой является лояльность.
Вместо этого, были сделаны лишь незначительные уступки, осталась неизменной и общая атмосфера репрессий. Эти гнойные раны на границах России будут продолжать гнить. Россия упустила хороший, возможно, уникальный кризис.

Ахмет Ярлыкапов. Cтарший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук. (Москва, Россия).

Итоги года трудно оценивать однозначно. Возможно, в стратегическом плане черкесское национальное движение не добилось особых подвижек, и основной причиной этого является раздробленность этого движения. Тем не менее в ушедшем году "черкесский вопрос" активно обсуждался, и на него реагировали как экспертное сообщество, так и власти. Думаю тем не менее, что главное событие, от которого зависит будущее "черкесского вопроса" - это сочинская Олимпиада, как банально это ни звучит. Ведь в ушедшем году именно она была основным мобилизирующим фактором для черкесского национального движения.


Тьягу Феррейра Лопез (Tiago Ferreira Lopes). (Лиссабон, Португалия).
Преподаватель Университета  Кырыккале (KU,  Кырыккале, Турция)
Научный сотрудник Восточного института (ISCSP,  Лиссабон,  Португалия)
Старший аналитик в  WikiStrat  (Вашингтон, США).

2013-й год был очень интересным годом для черкесских активистов. Такие кампании, как No Sochi 2014, привлекли внимание средств массовой информации из Великобритании (The Guardian и Huffington Post) и США (New York Times, Washington Post и National Geographic). Известные медиа-платформы, такие как Радио Свободная Европа / Радио Свобода и Jamestown Foundation -  Eurasia Daily Monitor также способствовали возрождению черкесского вопроса в мировых средствах массовой информации.

Я использую слово «возрождение», потому что в последние годы Русско-Черкесской войны (которая закончилась в 1864 году) несколько европейских газет также интересовались черкесским вопросом. Среди газет, которые посвящали внимание черкесскому вопросу во второй половине XIX века, мы находим немецкую «Allgemeine Zeitung», французскую «La France» и британские «The Times», «Dundee Advertiser», «Sheffield Independent», «Leeds Mercury», «Levant Herald» и «Daily Herald».
С другой, отрицательной, стороны, у черкесских групп и форумов в социальных сетях проявляется «грибной эффект», большинство из них лишено новых подходов или перспектив. В этом случае слишком многое может оказаться, проще говоря, мало эффективным.  Черкесским группам в социальных сетях и СМИ также необходимо открыть себя для не-черкесов и не-специалистов, вести для них разъяснительную работу. Некоторые группы превратились в форум, где черкесы обсуждают с черксами черкесские дела. 
Возвращаясь к положительным аспектам, черкесские активисты смогли превратить свою внутреннюю повестку дня в глобальную проблему. Это  ясно видно из того, что когда я  среди видеороликов, продвигаемых WikiStrat о "геополитических сюрпризах 2014-го года", упоминул о том, что «черкесский вопрос также является горячей проблемой, за котрой следует наблюдать», это не вызвало возражений.
Очевидно, что идеей черкесской нации  вышла из забвения, но теперь черкесским активистам следует задать самим себе один вопрос: «Каков будет следующий шаг после олимпиады в Сочи?»
Невозможно ожидать, что вся черкесская повестка дня, которая варьирует от создания Черкесской республики внутри РФ (сторонники мягкой линии)  и до провозглашения полностью независимой Черкесской республики (сторонники  жесткой линии вариант) будет полностью выполнена до конца зимних Олимпийских игр. В связи с этим, черкесы должны начать планировать дальнейшие действия и дальнейшие шаги.
Черкесские активисты находятся сейчас на распутье:
1. С одной стороны, если они делают ставку только на давление СМИ, они могут превратить черкесский вопрос в Тибет-2.0, мир будет сочувствовать черкесам, но ничего не произойдет.  
2.С другой стороны, если они начнут больше политизировать этот вопрос, если они научатся игре дипломатического давления, им удастся преобразовать черкесский вопрос в Косово-2.0, и существенное количество стран в мире поддержат их требования независимости, Россия легко не уступит!

Уолт Ричмонд (Walt Richmond), профессор   Occidental College. (Лос-Анджелес, США).
Правительство России и, в частности, Российский институт стратегических исследований попытались похоронить черкесский вопрос, объединив его с другими вопросами, подлинными либо сфабрикованными. Эта стратегия ошибочна. Из моего собственного опыта, я вижу, что молодое поколение черкесов непреклонны, возможно, еще больше, чем, предыдущие поколения, в своей решимости бороться  за то, чтобы их требования были рассмотрены. Текущая российская политика приведет лишь к продолжению напряженности в Российской Федерации.

Гюльнара Инандж,  директор Международного онлайн информационно-аналитического центра "Этноглобус" (ethnoglobus.az). (Баку, Азербайджан).
Черкесская тема на мировой политической арене появилась после развала Советского Союза. На данной стадии развития черкесский национализм не агрессивен и не переходит в военную плоскость. Черкесские организации в самой России, также как диаспора и их покровители, пока пытаются сделать данный вопрос предметом интереса международных правозащитных организаций. Официально черкесская диаспора находится под патронажем европейский и международных организаций. Неофициально США, некоторые страны Европы, Израиль и Турция являются катализатором черкесского национализма. Заинтересованность Израиля в черкесском вопросе требует отдельного анализа.
Политическую же окраску черкесская тема приобретает в России и Турции.
Пока Турция разбирается с курдской проблемой, против нее вьется черкесская паутина.  Так как черкесы не имеют территориальных претензий к Турции, в данном случае речь может идти о политических спекуляциях вокруг нарушения этнических прав, с целью торпедировать просьбу Турции о вступлении в ЕС. Это развязывает руки Анкаре и превращает её в игрока в черкесском вопросе. 
До российского завоевания черкесы находились в составе Османской Империи. А принадлежность к суннитскому толку Ислама позволяло им легко адаптироваться и занимать высокие посты, чувствовать себя комфортно.  Этот процесс имеет продолжение в современной Турции.
Этот фактор позволяет Анкаре активно участвовать в черкесском вопросе.  Тема независимой Черкесии, также поддерживается влиятельными черкесами в Турции. После развала Советского Союза этнические черкесы начали появляться на Северном Кавказе в составе бизнес-структур, НПО и учебных заведений, в том числе и в республиках, где проживают адыги. Укрепление Турции в своих бывших исторических владениях, может усилить черкесский сепаратизм и подготовить почву для вытеснения Москвы с Северного Кавказа. Подпитка черкесского национализма – один из элементов плана откола Северного Кавказа от России. Поэтому Россия запрещала въезд в страну для турецких бизнесменов и их участие в региональном бизнесе, выдворяла с Северного Кавказа турецких предпринимателей (в основном это этнические черкесы), закрывала турецкие лицеи. Но тот факт, что черкесский национализм стал предметом манипуляций на Западе, и активность Израиля в этом вопросе, вынудили Москву дать волю действиям Турции, как менее, на её взгляд, агрессивного игрока.
Кроме того, Россия надеялась нейтрализовать черкесские амбиции о независимости путём признания Абхазии. Это, действительно, немного убавило пыл, но полного отказа не произошло. Одновременно Кремлю удалось внести раздор в черкесскую диаспору в вопросе независимости. Факт признания независимости Абхазии усилил разногласия, так как часть черкесов в России и в диаспоре считают, что черкесы, проживающие на территории России, должны иметь свою автономию, к которой они требуют присоединить исконные черкесские земли, ныне находящиеся в пределах других кавказских республик и областей.
Ближневосточные события, находящися на переднем плане политической сцены, затмевают черкесскую тему, которая, на данный момент, все еще находится на начальной стадии своего развития. Черкесский вопрос начнет оказывать серьезное влияние на Россию чуть позднее. Американские эксперты, предсказывающие потрясения на Юге России после Зимних Олимпийских Игр, вероятно, имеют в виду рост черкесского национализма, сопровождающегося сепаратизмом. Народы, не имеющие своей государственности, подвержены внешним влияниям и манипуляциям, их этнические чувства оголены. Они культивируют и мифологизируют героические фрагменты своей истории. Кавказские народы  предпочитают  не открываться миру, а жить обособленно. Отсутствие исторического опыта государственности чревато повторением тех проблем, с которыми регион столкнулся во время чеченских войн в конце прошлого века.

Али Бгана. Член исполкома майкопского ГОО "Адыгэ Хасэ - Черкесский Совет". (Россия,  репатриант из Израиля).

Как и в 2012 году, также и в 2013 году, перед черкесским миром стояли две основные проблемы связанные с "Черкесским вопросом" , первая - это проблема Сирийских черкесов и вторая - зимние Олимпийские игры в Сочи .
В проблеме сирийских черкесов замедлилась активность черкесских республик и черкеских организаций в поддержку репатриации сирийских черкесов на родину. Это замедление связано с давлением федеральных властей на черкеские республики и на черкеские организации. В 2012 году вернулись на родину более 1000 черкесов из Сирии. В 2013 году смогли вернуться на родину около 400. С начала проблем в Сирии эту страну покинули около 15.000 Черкессов, и из них смогли вернуться на родину только 1500 человек.
В вопрос Олимпиада в Сочи Черкесский мир разделен на две группы . Первая - это власти черкесских республик и Международная черкеская ассоциация, которые подерживают Олимпиаду и пробовали без успеха включить черкесав в открытие и закрытие олимпиады, по примьеру олимпиады в Канада. Вторая - это черкеские организации, которые не входит в МЧА и не подерживают проведение олимпиады из за игнорирования Россией черкеского вопроса. Эта группа укрепляется из года в год (в основном в диаспоре). 
Давление федеральных властей России на черкеские республиик и на черкеских организаций есть всегда и давно, но в 2013 году есть усиление этого давление, и это стало видно открыто, когда в декабре арестовали для допроса восемь черкеских лидеров и активистов.
Результатом этого давления в 2013 году был ослабление некоторых черкесских организаций, но оно также привело к появлению новых организаций. 
Организация "Пэрыт" из КБР, которая интенсивно работала по вопросу репатриации, сильно ослаблена из-за этого давления. Информационый интернет0сайт Елот.ру и ИА «Голос Черкесии» полностью прекратили свою деятельность, однако это давление также привело к появлению новых организаций . Майкопская ГОО "Адыгэ Хасэ - Черкеский Совет" начала свою деятельность в поддержку репатриации сирийских черкесов и  обявления 2014 года к Годом скорби (150 лет окончания Русско - Кавказской войны) . В Турции создана Черкесская Федерация, которая не входит в МЧА. 
Самая большая Черкесская Организация в мире "Кавказский Федерация " (Турция), которая включает в себя 60 черкесских городских организаций и около 200 черкесских аулов переживает процесс разделения. Одна её часть хочет продолжать свою деятельность в прежнем режиме, а вторая группа начала призывать к выходу из Международной черкесской ассоциации и созданию новой глобальной черкесской организации.


Один из черкесских активистов из США, пожелавший остаться неназванным. (США).

2013-й год был знаменательным годом в черкесском мире. За всю историю черкесского народа, никогда прежде это маленький народ не был мобилизован столь быстро, эффективно и массово.
От России до Ближнего Востока, США и Европы, 2013-й год примечателен тем, что черкесские активисты научились координировать свои усилия, сочетая давление, гласность и мобилизацию.
События в Сирии доказали это. В начале 2013 года в Москве, некий активист, не имея никаких юридических документов, необходимых для проведения демонстрации, встал в одиночку в центре города с требованием, чтобы Россия приняла меры и помогла в беде его этническим родным в Сирийской Арабской Республике.
Если «арабская весна» началась с самосозжения, устроенного одним человеком, то «черкесская оттепель» началась с одного человека, заставивышего черкесский мир загореться простой идеей: встать на защиту своих соотечественников и родных, невзирая на исход мероприятия.
Вскоре одному этому человеку удалось сподвигнуть множество черкесов по всей  Москве по очереди стоять в знак солидарности, выражая единую позицию в поддержке своих братьев в Сирии.
Это был переломный момент в черкесском активизме, по одной простой причине: это первый случай, когда активность была развита вокруг действительно про-черкесской идеологии. И лозунг ее не был сконцентрирован на «анти» что-бы-то-ни-было. Борьба была не реактивной, а активной. Действительно, она была спровоцирована войной в арабском государстве, но в отличие от всех предыдущих движений,  этот призыв о помощи Сирии не вызвал осуждения или требований прекратить деятельность. Это была просто просьба помочь восстановить черкесскую нацию в отдельно взятом географическом пространстве.  
Эта простая, хотя и тонкая и всеобъемлющая идея, была настолько мощной, что в течение нескольких дней возникли по-настоящему массовые движения, и черкесские общины по всей Российской Федерации, на Ближнем Востоке и в Северной Америке стали призывать к тому же самому, за что боролся этот московский одиночка – помочь черкесам, оказавшимся в сирийском плену, хотевшим вернуться на свою историческую родину. 
По моему мнению, это не было бы возможным без возникновения "Пэрыт" – черкесской неправительственной организации, основанной в Нальчике, и ныне закрытой из-за давления со стороны правительства – но ставшей первым по-настоящему независимым черкесским институтом, способным повлиять и добиться результата.
Я говорю «независимая», потому что она не требует больших вложений со стороны каких бы то ни было государственных деятелей. Я говорю «уинститут», потому что данная организация сконцентрированна на идее и цели – а не на одном человеке.
Я говорю «влияние», потому что, каким бы мизерным ни было количество черкесов, получивших разрешение вернуться на черкесскую историческую Родину (около 3000 человек), по многим оценкам, это число  выше, чем могло бы оказаться в противном случае.
Таким образом, 2013 год стал годом пробуждения черкесского активизма, остования про-черкесской идеологической платформы, и результаты его оказались впечатляющими. Многие черкесы на разных концах Земли оказались способны бороться с бедственным положением черкесов Сирии. За последние несколько лет эта борьба переросла в  кампанию против предстоящих Олимпийских игр.
Это поразительно.
Однако, более важный вопрос – что произойдет в 2014 году? Смогут ли черкесы разобраться в таком развитии событий и во всей связанной с ним ситуации, чтобы продолжить создание настоящих организаций, основанных  на активной, про-Черкесской идеологии? 
Или же проведение Олимпиады и безразличие к Сирии охладят пламя, зажженное этим новым возрождением черкесского национального движения?

Соломон Лебанидзе,  кавказовед,  докторант ТГУ , политолог, независимый эксперт.  (Тбилиси, Грузия).

2013 год развитию черкесского вопроса дал конечно некотореы плоды, которые можно будет использовать в любом аспекте. Знаменательно, что третьий президент Грузии Саакашвили многим черкесам присволил грузинское гражданство, как бы подтвредтив этим актом что потомки джиков это потенциалльные граждане Грузии. Естественно, эта новость негативно оценивается в абхазско-абазинских кругах.
Заметил также тредн закрытия нескольких черкесских сайтов - Элот, теперь уже Хекупса...Это показывает нам, что активисты черкесские скоро перенесут свою деятельность в другую плоскость
Задержание черкесских активистов - Ягана, Кеша, Ташу а также абазинского общественника Руслана Камбиева, показывает, что власти России "взялись" за черкесов.
Смена власти в Грузии, также дает свой отпечаток в черкесском вопросе. Тбилиси стремится решить проблемы с Москвой, и черкесские проблемы переведёт только в "культурное русло", т.е. ограничится поддержкой кульурный связей, и меньше будет политических заявлений со стороны Тбилиси. Хотя продолжение работы ЧКЦ в Грузии уже доказывает, что правящая коалиция "Грузинская мечта" не собирается черкесскую тему забывать.
Отмечу еще, что движение против Олимпиады в Сочи потерпела неудачу. Многие лидеры европейских государств отказываются участвовать в Олимпиаде, но их отказ не исходит из черкесской проблематики.

Тимур Куашев. Общественный деятель,  журналист,  правозащитник. (КБР,  Нальчик,  Россия).

К концу года стало окончательно ясно, что у российского руководства не хватит мудрости и благородства идти в черкесском вопросе на переговоры и уступки. Так же окончательно оформилась несостоятельность черкесских активистов и организаций, которые не смогли решить ни одной крупной задачи после образования Республики Адыгея. Им не хватает организованности, чёткости и реальности целей и задач. Многие оторваны от земли, не учитывают объективную действительность. Так же негативно сказывается на их деятельности игнорирование исламского фактора, а иногда и враждебность к исламу,иногда складывается впечатление,что они занимаются черкесским вопросом для себя. не до конца понимая благо для народа. B все эти обстоятельства стали чрезвычайно очевидны после недавних задержаний общественников. Всё понятно без слов.


Лариса Тупцокова, журналист черкесской редакции "Радио Свобода".  (Тбилиси, Грузия).
Я думаю, «черкесский вопрос» переживает существенный застой в 2013 году. В Европарламенте не состоялись «Черкесские дни», которые были бы нужные именно в этом, предшествующем Зимней Олимпиаде в Сочи, году. Их уступили абхазам. Эти «Дни» в очередной раз не сыграли бы большой роли в разрешении вопроса, но поддержали бы уровень некоторой активности. Черкесов воодушевило признание Грузией в 2011 году геноцида черкесов в 19 в.. Жаль, что позиция Грузии не получила продолжения на международном уровне, по объективным причинам. Застой «черкесского вопроса» обусловлен разногласием, разрозненностью мнений, несплоченностью черкесских общественных лидеров. Еще ощутима пассивность черкесских активистов, вызванная прессом российских властей.

Виктор Лихтман. Черкесский Международный Политический Национально-Культурный Центр ''Фитынгъэ".  Координатор по связям с Северным Кавказом.  (Израиль).

Многолетние наблюдения получили подтверждения и в уходящем году - сохранение и духовное возрождение народа напрямую связано с возвращением к своим достойным традициям. Такая тенденция видна как в этом году, так и все последние годы, что вызывает оптимизм. Думать о других вариантах развития событий бесперспективно.

Алеко Квахадзе, кавказовед,  докторант ТГУ,  специалист по абхазо-адыгским языкам,  сотрудник Тбилисского Черкесского Культурного Центра.  (Тбилиси, Грузия).

Я считаю, что 2013 год для черкесов очень важным.
 В первую очередь стоит отметить процесс репатриации черкесов из Сирии на родину. Несмотря на разного рода барьеры, процесс идет и по разным оценкам более тысячи черкесов смогли вернуться на Кавказ.

С другой стороны, стоит отметить "черкесский день" в Европарламенте, где черкесам по извесным причинам не предоставилась возможность выступить и расказать международному сообществу о своих проблемах. 
И это был последний "черкесский день" перед олимпийскими играми в Сочи. 

Касаясь олимпийских игр в Сочи, мы видели массовые аресты и допросы черкесских активистов.  Считаю, что правительство России максимально будет стараться "закрутить гайки" перед началом олимпиады.
 И напоследок, стоит отметить о той бесценной работе, которая была проведена черкесскими учеными в фолклористике, истории и других гуманитарных дисциплинах.

Заур Гъэдыуаджэ,  руководитель Черкеского научно-исследовательского Института "TIM".  (Мюнхен, Германия).

Мы останавливали все свои акции по просьбе прорусских черкесов, чтобы не злить правительство России и не мешать репатриации. Нас обманули, и никакой репатриации черкесов на свою историческую родину не допустила Россия. Десяткам тысяч сирийских черкесов было отказано в праве вернутся на свою историческую родину.
Мы весь прошлый год, замарозив все свои политические акции, ждали с надеждой, что Россия примет на свою историческую родину сирийских черкесов. Россия заявила что она будет принимать, и мы ей поверили, но она нас обманула. Если она так подло обманула нас в такой трудный момент, то доверять в чём либо России после этого случая - себя не уважать. У России была возможность помирится с черкесами, вернув 127-тысячную сирийскую черкесскую диаспору на свою историческую родину. Это капля в море по сравнению с потоком иммигрантов из Средней Азии и Закавказья, и эти образованные, цивилизованные черкесы из Сирии ничем не угрожали безопасности России. Россия не захотела мириться с черкесами, и устранять последствия совершёного ею же Геноцида Черкесского Народа. Теперь мы будет концентрироваться исключительно в лоббировании признания Черкеского Геноцида мировым сообществом.

Зогер Тхауха (תחאוחא זוהיר).  Директор Черкесского центра наследия. (Кфар-Кама, Израиль).
Развитие черкесского вопроса за 2013-й год.
Активизм
- Черкесский активизм пребывал в полудреме. На протяжении 2013-го года не было ни одного заслуживающего внимания действия со стороны диаспоры.
- Игнорирование тре6ований о признании черкесского вопроса со стороны правительств разных стран мира было практически полным.
- Противдействие российского правительства по отношению к черкесским активистам было очень ощутимо и в последнее время стало даже более жёстким.
Политические действия
- Существующие общественные организации не выполняют взятые на себя задачи и занимаются несущественными делами.
-  Признание героцида/новое отношение к уничтожению черкесского народа не было зафиксировано за прошедший год.
Сочи 2014
- Отношение к теме олимпиады в мире приобрело не тот ракурс, который бы хотели мы, черкесы. Мы слышим лишь редкие отголоски и упоминания, а иногда и вовсе ничего.
- России удалось организовать  представительную делегацию лидеров черкесской диаспоры под предлогом укрепления связей, привезти ее в Сочи, и даже получить от большинства участников согласие на проведение олимпиады.
- Похоже, что на открытии олимпиады даже будет серьезное и активное присутствие и даже участие черкесских элементов, таких как ансамбли, интеллектуальные и политические местные и мировые лидеры.
Черкесы в Сирии
- Попытки спасения сирийских черкесов не были достаточно реализованы, чтобы быть упомянутыми.
- Небольшому количеству беженцев, которым все же удалось добраться до своего национального дома  на Кавказе, угрожает депортация обратно в Сирию.
- Соседние страны, такие как Сирия, Турция и Израиль, до сих пор не помогают черкесским беженцам, да и Иордания в последнее время (согласно сообщениям  наших черкесских друзей из Аммана) полностью закрыла перед ними ворота.

Руслан Камбиев.  Абазинский общественный деятель, председатель Национального  культурного центра"Абаза".  Эксперт  Совета  Муфтиев  России. (СКФО,  Россия).

Учитывая ряд обысков и насильственный привод черкесских активистов в Следственный Комитет Краснодара в конце 2013 года, можно отметить, что вопрос налаживания диалога не решился, и некоторые представителя власти выбирают силовое решение черкесского вопроса, а не поиск возможных путей его решения.
Надеюсь, в следующем году прийдет время чиновников, которые поймут, что любое давление на общественников будет оборачиваться против них. Нужно найти в себе силы и источник разума для осознания того, что пришло время Интернета, и ложь невозможно выдать за правду, и наоборот. Пора пойти навстречу народу и прислушаться к его желаниям. И тогда наступит мир и спокойствие!


Лариса Дорогова. Адвокат родственников убитых в 2005 году при штурме Нальчика,  представлявшая их интересы в Европейском суде по невыдаче тел для захоронения, Студентка Исламского Университета.  (Нальчик,  Кабардино-Балкария).

Могу лишь сказать свое мнение как черкешенка (кабардинка) о том, что я не ощущаю никаких изменений в черкесском вопросе, не знакома ни с какими -либо официальными решениями со стороны государства в плане его разрешения. А чем дальше игнорируется проблема, тем труднее с ней справиться. Видимо, на это и расчет. Что касается недавних обысков в домах черкесских активистов, их задержаний, изъятий компьютеров и телефонов, то это считаю очень плохим знаком. Это у меня ассоциируется с тем, как начинались преследования активистов другой части населения КБР - мусульманской общины. И мы знаем, в какую войну впоследствии вылились репрессии. После 2005 года, встретив Руслана Кешева на улице, я ему сказала, что закончат с мусульманами, которым дали ярлык ваххабиты и терроритсы, примутся за черкесских активистов и для них придумают ярлык-националисты, сепаратисты....они против любого кавказца. Он улыбался. ...Мне очень жаль, это очень плохо.

Валерий Хатажуков, Председатель Совета Кабардино-Балкарского Правозащитного Центра.  (Нальчик,  Кабардино-Балкария).

Я бы хотел обратить внимание на два важных вопроса, которые стояли в прошедшем году перед черкесским миром и должны быть решены в наступившем новом 2014 году. Первое – события, происходившие в минувшем году четко продемонстрировали, что на самом деле у черкесов нет реальной политической организации, пользующейся поддержкой определенной части черкесского общества, которая пыталась бы адекватно ставить черкесские проблемы перед российским руководством и мировым сообществом, предлагать конкретные пути их решения в виде программ, аналитических разработок, организациями различных акций и т.д. Сразу хочу отметить, что такие организации как МЧА или кабардинская Хасэ не имеют ни какого отношения к тем одноименным организациям, которые существовали до 2000 г. ни по своей идеологии ни по участникам и т.д.. Они на самом деле разгромлены, и от них осталась только одна аббревиатура. Они на самом деле не являются общественными объединениями с выбранными коллегиальными органами, а их руководители назначаются органами власти.

Второе - на, что хочу обратить внимание, это на место, которое занимает Кабардино-Балкария в черкесском мире. Дело в том , что никакого черкесского мира не может существовать без реального участия в нем Кабарды. И в данном случае речь идет не о каких-то особых «патриотических» качествах кабардинских черкесов, а о том, что у Кабарды есть определенные людские, экономические, интеллектуальные ресурсы, и она является одной из главных составляющих системы черкесского мира. Я могу это относительно легко продемонстрировать Так, именно в Кабарде сразу после начала перестройки появляется первое мощное черкесское движение, которые затем появились в Адыгеи, Карачаево –Черкесии, Шапсугии . В 1991 году в Нальчике прошел первый всемирный черкесский конгресс, который учредил Международную черкесскую ассоциацию. Вспомните события, связанные с войной в Абхазии и т.д. Но в данное время Кабарда практически выбита из системы черкесского мира.

Я выше уже говорил, что реальные кабардинские организации и МЧА разгромлены. И самое главное это то, что идет религиозная радикализация молодежи. В Кабардино-Балкарии сейчас идет самая настоящая гражданская война. По некоторым данным молодых людей разделяющих радикальную салафитскую джихадистскую идеологию становится все больше и больше. А они как мы знаем, в своем большинстве отрицают саму необходимость существования черкесской культуры, ее возрождения и развития. События, происходящие сегодня в Кабардино-Балкарии, ярко демонстрируют, что эта проблема не может быть решена одними только силовыми и репрессивными методами. А вернее этими методами она никогда не будет решена. Каждые два года лидеры подполья уничтожаются, но через очень короткое время они возобновляют управляемость, и все возвращается на круги своя. А все потому, что ни общество ни власть не хотят предпринимать никаких реальных усилии для решения тех социальных, экономических, политических и других проблем, создающих благодатную почву для существования джихадистской идеологии .
Исходя из сказанного, я бы поставил в повестку дня черкесского мира в новом 2014 г. две на мой взгляд стратегические задачи. Первое - это необходимость создания мощного хорошо структурированного общественного движения, опирающегося на большую часть черкесского общества. И второе - это приложить все имеющиеся ресурсы для того, чтобы остановить братоубийственную войну в Кабардино-Балкарии и вытеснения радикальной джихадистской идеологии.

Альмир Абрегов, историк. (г. Майкоп, республика Адыгея).  

Говоря об итогах прошедшего года, можно сказать, что "Черкесский вопрос" вновь приобрел остроту и, даже можно сказать, начал движение по восходящей линии. Вопреки российским политологам, которые прогнозировали, что интерес к "Черкесскому вопросу" ослабевает, что он перестал быть актуальным, о нем заговорили в мировых средствах массовой информации. Как ни парадоксальным может показаться с первого взгляда, большую услугу в новом росте интереса мировой общественности, в Турции, США, европейских странах, оказали российские спецслужбы, которые задержали черкесских активистов в декабре уходящего года.
Действия российских силовиков вызвали протесты, митинги в разных странах в поддержку арестованных активистов, международные и российские правозащитные не остались в стороне от этих событий, и заявили о недопустимости подобных действий спецслужб. Информация о об этих событиях стала достоянием и крупнейших информационных агентств России, Германии, Англии, США, Турции, стран Ближнего Востока, прибалтийских государств. Вряд ли это позиционирует Россию - страну-устроительницу Олимпийских игр 2014 с положительной стороны.

Ислам Текушев, кавказовед, социолог, главред портала Caucasian Times. (Прага, Чехия).

Глобальные конфликты, в которые вовлечено человечество во всем мире, не обошли стороной и черкесов в 2013 году. В силу того, что черкесы, разбросаны по всему миру, но при этом продолжают оставаться единым этносом, они оказались втянутыми в глобальный передел, который затронул Ближний Восток (Сирия) и Кавказ. Не обошел их стороной и исламизм, который разделил черкесов на исторической родине в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Неловко заигрывая с Грузией, при этом весьма высокомерно выступая в отношении абхазского вопроса, черкесы перестали быть влиятельными игроками грузино-абхазского конфликта. Оказавшись вовлеченными в противостояние вокруг Олимпиады, главного проекта В В Путина, черкесские активисты и здесь не смогли обыграть в свою пользу ситуацию. Аресты черкесских активистов в декабре 2013 года продемонстрировали насколько черкесы слабы, и не способны, организованно, используя международное право и международные институты, отстаивать свои культурные и политические права. Поэтому я думаю, что 2013 год для черкесов был годом потерь с одной стороны, а с другой, он возможно станет моментом истины. Черкесы должны осознать четко свое место в этом глобальном мире, и научиться координированно отстаивать свои права в рамках закона, при этом сохраняя внутри себя согласие.


Курыленко Александр,  журналист издания "Gazeta ua".  (Киев, Украина). 

1. 2013 был год перед  олимпиадой в Сочи. Потому  тема геноцида черкесов должна бы максимально медиатизирована. Для этого необходимо максимальная частота повторов и трибуна (чем более официальная – тем более легитимная). Но тут я не слышал про серьезные успехи, хотя, робота в этом направлении делается, но могло бы быть и лучше.
2.Тема геноцида, если быть откровенным, имеет не только исторический, но и политический контекст. Понимания этого я тоже не вижу. С историческим все понятно. Геноцид был. Если кто-то говорит, что его не было – рано или поздно такие точки зрения станут маргинальными среди серьезных исследователей. Но есть другой контекст – политический. И тут цепочка. Я ее мыслю так: 1) Признание геноцида важно для выбивание преференций от Кремля. 2) Эти преференции в идеале нужны не для распила бюджета и не для независимости КБР, а для спасения черкесов Сирии. 3) Черкесы Сирии и других стран нужны для увеличение массы адыгов на Сев Кавказе. 4) Масса нужна для усиления потенциальных возможностей политического проекта Черкесии в конкуренции с другими проектами будущего.


Салих Хут.  Главный редактор сайта «АдыгэХэку» – некоммерческий черкесский портал,  http://www.aheku.net.  (Адыгея).
Прежде всего, хочу вспомнить ужасную трагедию, которая постигла всех нас. В августе 2013 года черкесский народ  потерял одного из своих выдающихся сынов. В результате несчастного случая погиб Альберт Кажаров. Сейчас, когда шок миновал, становится ясно, как много Альберт Хатуевичделал для своего народа и как много надежд было с ним связано. Именно этой трагедией нам на всю жизнь запомнится прошедший год.

В остальном 2013 год можно охарактеризовать одним словом - предолимпийский. Практически всю риторику около т.н. «черкесского вопроса» определила тема зимних Олимпийских игр в Сочи. Все прочие черкесские тезисы, так или иначе, звучали в олимпийском контексте. Часто это выглядело слишком надуманно, как в случае с темами репатриации и геноцида. Никаких сюрпризов этот дискурс не принес – все стороны продолжили повторять, уже не один раз прозвучавшие слова.
Можно отметить запоздалые и неуклюжие попытки властей локализовать черкесскую тему в обсуждении Олимпиады. Прежде всего, я имею ввиду цензурирование речи экс-президента Грузии Михаила Саакашвили в ООН, из которой российскиеСМИ, включая оппозиционные, удалили фразу про геноцид черкесского народа в XIXвеке.

К этим же потугам относится организованный властями визит граждан иностранных государств черкесского происхождения на олимпийскую стройку, который широко освещался федеральными СМИ. Сарказм ситуации заключается в том, что черкесский поезд на олимпийских рельсах уже давно уехал в зарубежную диаспору и некоторые наши кабинетные сограждане на него не успели.
Именно черкесская диаспора за рубежом  теперь формируется адыгскийmainstream. И новая Турция, расширяющая права национальных меньшинств, будет задавать тональность «черкесского вопроса». События прошедшего года показывают всю реальность этого предположения. По этому, приезд черкесской делегации в Россию никакого существенного действия на черкесский мир не произвел. По возвращению домой на визитеров обрушилась критика их сородичей, а некоторые из них и вовсе заявили, что на олимпийскую стройку их заманили обманом. Но нельзя отрицать того, что организовав дынный визит и последовавшую за ним PR-кампанию, власти, фактически, признали обоснованность дискурса вокругроссийского Причерноморья, как исторически черкесской территории.

В вопросе репатриации 2013 год не принес нам никаких сюрпризов. На «сирийском фронте» без перемен.
Внимательный наблюдатель мог заметить, что черкесские общественные организации и активисты перестали обращаться к властям с просьбами оказать содействие в репатриации соотечественников из воюющей Сирии на Кавказ. Никаких больше писем, воззваний, митингов и пикетов. Думаю, что уже абсолютно всем ясно: отрицательный ответ на все предыдущие неоднократные обращения нам уже давно дали. По этому, в 2013г. наши общественники от челобитныхдоброму «барину» перешли к изысканию внутренних ресурсов, позволяющих обеспечить более-менее достойное существование тем нашим сородичам из Сирии, которые смогли вернуться домой. МЧА удивило всех, объявив о покупке более 60-ти домов для репатриантов в КБР, но в конце декабря оказалось, что это шутка.
Можно было бы так же отметить давление на организацию «Пэрыт» в КБР,кратковременное задержание нескольких черкесских общественных деятелей в декабре 2013 года, отставку г-на Канокова, приостановку работы двух черкесских сайтов (elot.ruи hekupsa.com) и попытку блокировки еще одного черкесского сайта ( aheku.net ). Однако проекцию от этого мы, скорее всего, увидим уже в 2014 году.

2013 Год усилил тенденции консолидации черкесского народа и утвердил многих из нас в том, что внутренний круг достоин большего внимания, нежели нападки доморощенных московских кавказоведов, речи официальных лиц, кавказофобия российских СМИ и прочий шум. Сосредоточение черкесского мира на собственных проблемах и попытки решить их за счет собственных ресурсов были трендом ушедшего года. Переход от диалогов «свне»  в контексте «черкесского вопроса» к диалогу внутри этноса стал его заметной чертой. Для широкой публики эта тема перестанет быть актуальной после завершения Олимпиады в Сочи. Для нас же её актуальность сохранится еще на не определенный, но точно - не короткий период.

Адел Башкауи (Adel Bashqawi). Активист Черкесской диаспоры в Иордании. (Иордания).

2013 год стал еще одним годом для черкесов в их стремлении восстановить свои   законные права, которые отобрала у них еще царская Россия, а последующие российские режимы так и не возвратили. Оба режима, и советский, и Российской Федерации, проигнорировали рассмотрение и решение серьезных проблем, созданных российским государством, таких как геноцид черкесов - преступление, не имеющее сроков давности.

*- С начала гражданской войны в Сирии в марте 2011 года черкесы Сирии испытыавют страдания, находясь в центре столкновений между враждующими группировками. Событияв Сирии начала 21-го века напомнили о страданиях черкесов, депортированных из родных мест в 19-м веке. Эта проблема, как снежный ком, растет и развивается с течением времени. Но самое плохое во всем этом – перекрывание всех перспектив возвращения черкесов на свою историческую родину, которая была и по сей день находится во власти России. И происходит это  невзирая на их бедственное положение в связи с последствиями войны.
*- Год начался с роста давления российской пропаганды на черкесский народ, особенно на людей, работающих в вопросах прав человека и активистов, которые стремятся разработать черкесскоую национальную программу развития, будь то на родине или в диаспоре. Нельзя не отметить враждебную пропаганду, развернутую большинством российских СМИ, отрицающую права народов Северного Кавказа в целом, и черкесов  в частности. Это в дополнение к преследованию и унижению выходцев с Северного Кавказа, и кампании дезинформации относительно них, которая провдится, по всей видимости, в координации с местными властями.
Эта практика проявляется в серии конференций и семинаров, например, в семинаре, проведенном в Ростове в декабре 2012 года и в последовавших затем подобных враждебных акциях.

Этот враждеьный подход проявляется в оценках российских экспертов отнесительно «черкесского вопроса», как «поучившего в последние годы широкий международный резонанс и ставшего инструментом давления СМИ на Россию, особенно с приближением даты сочинской Олимпиады в феврале 2014 года, и его обострение может привести к расширению сферы нестабильности на Северном Кавказе а также к распространению экстремистских идей, особенно среди молодежи».
*- Черкесы на Северном Кавказе, и в диаспоре были шокированы заявлением одного российского чиновника о том, что его правительство еще не решило, являются ли черкесы в диаспоре "соотечественниками", и, следовательно, имеют ли они право на возвращение на родину!

Александр Журавский, глава международного отдела российского Министерства регионального развития ответил на письмо, направленное Адамом Богусом, руководителем черкесского Адыге Хасэ в Республике Адыгея Сергею Нарышкину, спикеру Госдумы, с просьбой о том, чтобы Москва помогла черкесам Сирии в возвращении на родину. Письмо было передано для рассмотрения в Российское Министерство регионального развития. Ответ министерства вызвал гнев черкесов, так как в нем говорилось, что «Сирийские черкесы являются потомками беженцев из числа адыгских народов Северного и Западного Кавказа, не принявшими Российское гражданство и добровольно решившими покинуть регион после завершения военных действий в ходе Кавказской войны»!
*- Заявив это, Государственная Дума России дезавуировала заявления самих российских властей о том, что 450 лет назад имело место  добровольное вхождение черкесского народа к состав Российской империи. Это «добровольное присоединение» было торжественно отпразновано  правительством России, в сентябре 2007 года, на официальной церемонии с участием представителей зарубежных черкесов и черкесских организаций, составляющих чась россйиской администрации на Северном Кавказе и входящих в состав в находящейся в Нальчике Международной Черкесской Ассоциации. Но публикуя этот ответ, Государственная Дума России, к счастью, уже признала, что черкесские земли не всегда были в границах Российской империи, и царская Российская империя оккупировала их в девятнадцатом веке после жестокой и разрушительной войны.

Президент черкесского общественного движения Адыгэ Хасэ XXI век" Амин Зехов (Адыгея), отправил от имени черкесов Северного Кавказаписьмо в, в котором Журавскому была выражена благодарность, как «единственному человеку, поставившему точку на продолжительной исторической лжи о том, что 500 лет назад так называемая Черкесия добровольно присоединилась к России»:

«Ув. Журавский!

От имени членов Общественного Движения, лично от себя, Черкесов Северного и Западного Кавказа благодарю Вас за Ваш ответ (31368-АЖ\04 от 21.12.12.

Вы единственный человек, который за 500 лет так называемого добровольного вхождения Черкесии в Россию, поставили точку в этом историческом вранье.

Ваш ответ правильный и означает:

- Черкесы завоеванный народ
- Мы колония Русского государства
- Мы потомки завоеванного народа
- Пока Черкесия в составе России соотечественникам назад дороги нет
- Главы Северного Кавказа являются Главами колониальной администрации Кавказа
- Убрать памятник Царицы Марии в городе Нальчик

Это не полный перечень того, на что вы открыли глаза Черкесскому, да и всем народам Кавказа.
Желаю Вам и всему Русскому народу благополучия!
Лидер Общественного Движения "Адыгэ Хасэ - ХХI век" Амин Зехов. 18.01.2013».

*- Пол Гобл, известный ученый, аналитик  и эксперт всвоем блоге «Окно в Евразию» начал за  51-у неделю до Олимпиады публиковать каждую пятницу специальный обзор, под названием «Сочи. Обратный отсчет». 
Блог«Окно в Евразию» превратиллся в очень ценный источник  информации о происходящем вокруг  проведения в Зимних Олимпийских игр на земле черкесского геноцида.

*- Действия Российскгого государства говорят сами за себя и отражают ее хорошо известную эгоистичную политику: игнорирование прав народов и федеративного устройства. Неуважение национальных чувств всех членов этой принудительной так называемой федерации, указывают на продолжающуюся колониальную линию правления, начатую еще  русскими царей. Примером тому является выпуск новой монеты, стоимостью в два рубля, на которой изображен один из российских пресупных генералов, отец геноцида, Ермолов.
*- Официальное возвращение казаков, действующих как «русские националисты», получило прямую поддержку со стороны Москвы и местных властей на Северном Кавказе, и они чувствуют, что могут делать все, что угодно. Не несущие ни перед кем ответсвенности казаки будут патрулировать черкесскую часть Северного Кавказа и прилегающие российские территории, и они имеют право делать то, что в соответствии с законом, не разрешено делать полиции, кроме того «нельзя подать жалобу на казака, и казак не может быть уволен. Казаки свободны и не станут слишком долго думать о том, как доставить нарушителя в отделение милиции, а просто зададут ему порку» .
*- В марте самолет полный сирийских черкесов, вылетел из Бейрута и приземлился в Турции. Были приложены и другие усилия для вызволения черкесов Сирии, чтобы помочь им в поисках убежища от продолжающейся гражданской войны. Черкесы были доставлены в специально устроенный для этих целей лагерь  Газиантеп.
*- Российские власти приложили немалые усилия, заглушить протесты черкесов пртив проведения Олимпиады на костях их предков. которые былт убиты войсками царской России, вторгнувшимися в Черкекссию и, в конце концов, оккупировавшими Сочи, последнюю черкесскую столицу.
Черноморские черкесы осудили организацию поездки по олимпийским объектам, запланированную на 21 мая 2013 года. Было сообщено, что инициативу организовать развлекательную поездку выдвинул глава Общественной организации «Адыгэ Хасэ» Причерноморской Шапсугии, Маджид Чачух.
Черкесский активист из Адыги, Арамбий Хапай, сказал, комментируя эту инициативу, что "руководство Адыгэ Хасэ» Причерноморской Шапсугии ведет непонятную игру. Как известно, 21 мая является Днем памяти тех, кто пожертвовал своими жизнями, днем поминовения защитников Черкесии, и черкесы всего мира участвуют в траурных церемониях и возлагают цветы на мемориалы защитников Черкесии и жертв войны».

Екатерина Сокирянская. Глава представительства Международной кризисной группы в России, директор проекта по Северному Кавказу. (Москва, Россия).

В последний предолимпийский год черкесская тема звучала чаще и в СМИ, и на общественных площадках, и в экспертных дискуссиях.
Большинство черкесских организаций в той или иной степени считали, что «черкесский вопрос» должен прозвучать и черкесские требования быть услышаны во время подготовки к Олимпиаде.
Небольшое количество организаций и активистов  открыто призывало к бойкоту игр, в основном те, кто находится за рубежом. Российские черкесские организации скорее видели в Олимпиаде возможность продвинуть свои чаяния и требования. Среди них - признание исторической несправедливости, совершенной в отношении черкесов в 19 веке, поддержка национального языка и культуры, по мнению активистов, во многом утраченных в результате трагических последствий Кавказской войны, поддержка репатриации черкесов, в настоящий момент, прежде всего, из Сирии, представление элементов черкесской истории и культуры во время Олимпиады в Сочи.

Особенно важным для всех черкесов было бережное обращение с многочисленными черкесскими захоронениями в местах, где была развернута Олимпийская стройка, а именно, перезахоронение останков их предков.
Через две недели Олимпийские игры стартуют в Сочи, и мы сможем оценить, как на них будет представлена черкесская тема.
Что касается остальных пожеланий и требований, то в большинстве своем они удовлетворены не были, хотя Россия приняла небольшое количество черкесов из Сирии.
Надо сказать, что черкесские организации не смогли консолидироваться и провести резонансные общественные кампании в поддержку своего вопроса.
По итогам такого важного для черкесов года можно констатировать, что эти организации фрагментированы, разделены идеологически и организационно.
В прошлом году позиция официальной Абхазии по черкесскому вопросу и Олимпиаде  еще больше отдалилась от требований черкесских активистов. Однако беспрецедентная акция устрашения в отношении черкесских активистов в декабре, когда ключевые фигуры из разных республик были задержаны по надуманным предлогам и доставлены в Краснодар, способствовала мобилизации и объединению всех черкесов. После этих арестов, я думаю, черкесская тема прозвучит острее во время Олимпиады.

В контексте Олимпиады следует обратить особое внимание на шапсугов-причерноморских черкесов, которые озвучили целых ряд своих требований в открытом письме Дмитрию Медведеву еще в августе 2011 года. Кроме общечеркесских тем, в нем были озвучены вопросы реализации федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», о внесении шапсугов в устав края в качестве коренных жителей и демонтаж памятников русским генералам XIX века, которых черкесы считают ответственными за массовые военные преступления против черкесского населения.  Официальная реакция на требования шапсугов была минимальной, их главные требования остались без внимания.

Из положительных итогов года надо отметить, что 12 ноября  года вице-президент Международной черкесской ассоциации Мугдин Чермит был назначен заместителем руководителя департамента внутренней политики администрации Краснодарского края. В этом качестве он работает над подготовкой к Олимпиаде и наблюдает за строительством черкесского культурного комплекса в Олимпийском парке в Сочи.


Семих Акгюн (Semih Akgün). Патриоты Черкессии. (Стамбул, Турция). 

Страна-Черкесия,  Нация Черкесов-Адыгэ просыпается после стояптидесятилетнего сна.    Но для окончательного пробуждения еще потребуется время, это долгий процесс.   Каким он должен  быть? Черкесский народ по своей природе  далек от экстремизма.  И  поэтому самым правильным будет выбрать мирный путь. Черкесский народ должен использовать для своего национального строительства всё самое лучшее,  что накопила человеческая цивилизация и внести свой вклад в мировую культуру. Занять достойное место среди народов.
Черкесы должны постороить общество, исключающее социальную несправедливость, динамичное, мирное, передовое и современное.
Я хочу видеть Черкесскую  Республику единой и свободной.

www.apn.ru